Марокко 2017

Путешествие к титану Атласу

Название этих гор пришло из Греции. Согласно легенде, титан Атлас далеко на западе держал небо на своих плечах. Говорят, когда-то в этих горах ходили гигантские медведи. Да что медведи - кости динозавров и других древних существ в Марокко буквально валяются под ногами. А еще самая высокая точка Северной Африки находится именно здесь.

Этим текстом мы открываем сезон регистраций в треккинг-туры от United Geo. Хотите осваивать пешие туристические прогулки по природным храмам нашего мира, как России, так и дальних стран? Присоединяйтесь.
Мы приземлились в Касабланке в середине праздника Рамадан. Белые стены, пустые улицы, ночные концерты и легендарные кафе у океана. Открытые крыши и гостеприимные люди. Портовый город со своей скрытой романтикой, доступной не всем. Провели в нем пару дней, ходили в мечеть, целовались с океаном, пили местное вино.
Сели на поезд до Маракеша и сняли в Медине один из самых крутых риадов (в переводе с арабского означает "сад") – это традиционный марокканский дом или дворец. Риады обычно имеют внутренний дворик с садом, откуда естественный свет проникает во все комнаты дома) этого пчелиного улея, пропитанного гашишом и расплавленного молитвами. Наш дом принадлежал художнику из Италии и весь был заставлен его картинами. Прекрасный и чувственный образец архитектуры, со своей библиотекой, каменной ванной, кабинетом и, конечно же, огромной спальней с камином.

Что касается города, то Маракеш, кроме того, что прекрасен своими садами, так агрессивен в Медине (центральная и самая старая часть города), что я со своим христианским подходом к жизни быстро научился также горячо отвечать нахальным продавцам, попрошайкам, наркоманам и ворам, снующим в старом центре, как джинны по муравейнику. Кстати, местные всерьез верят в джиннов и считают их такими тварями, которым лучше не отвечать, в каком бы они обличии не были: в человеческом или зверином. Я не буду больше отвлекаться на Маракеш, а перейду сразу к треккингу.
Горы Атлас отделяют средиземноморское и атлантическое побережье от пустыни Сахара. Атласские горы состоят из хребтов Телль-Атлас, Высокий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас или Анти Атлас. Наша цель находилась буквально в 60 километрах от Маракеша в Высоком Атласе – гора Тубкаль, самая высокая вершина всего этого горного массива – 4175 метров. Со мной была прекрасная спутница, которая ни разу не была в горах, но имела чудесный характер первопроходца.

Мы сняли такси и отправились в деревушку Имлиль, (аналог непальской Покхары) в которую приезжают отдохнуть не только путешественники со всего мира, но и местные жители. И именно отсюда начинаются все треккинговые пути в горы Северной Африки. Моя цель была проста – в первый день сделать круг по местности и проверить выносливость спутницы, во второй дойти до приюта в базовом лагере вершины. А в третий подняться до вершины и спуститься обратно в Имлиль.
Легкость этого трехдневного похода выглядит обманчиво для новичка. Если присмотреться, то окажется, что этот треккинг – настоящий трейл с препятствиями, главный из которых это очень крутой подъем с 1740 метров над уровнем моря до 4175. То есть практически 2,500 метров вверх, а потом и вниз. Для начинающего туриста – это испытание. Хотя и оно могло быть не столь вызывающим, если бы не погода.
К нам присоединился русский парень из Якутии, программист Рустам, которого мы встретили в Имлиле. Мы втроем вышли в семь утра из Имлиля и к обеду должны были быть в приюте. Но погода резко испортилась и, как это бывает в горах, на смену жаркому солнцу пришел дождь. А вслед за ним и град. Природа Атласских гор отличается своей особой суровой красотой: с одной стороны Сахара, с другой стороны Океан, строгая эстетика, в которой слились бесконечная смерть и бесконечная жизнь.
Одна градина легко рассекла кожу руки. Молнии били в вершины, гром сотрясал горы так, что я всерьез кричал Одину, думая, что это поможет утихомирить стихию. И вот когда я уже думал искать прибежища в скалах, показался долгожданный приют, напоминающий своим видом крепость великана. Мы решили переночевать здесь, чтобы в 4 утра выйти на штурм Тубкаля. До него оставался какой-то километр вверх.

Один из наших попутчиков, пожарный из Канады, решил не ждать и сразу же отправился на вершину. Но после того как несколько разрядом громовержца вспороли камни в паре метров от него, оставил эту затею, не дойдя до цели каких-то 300 метров. Он вынужден был вернуться обратно и принял решение выйти в два часа ночи, чтобы к рассвету оказаться на вершине. Я бы с удовольствием составил ему компанию, но не надо забывать, что со мной были как минимум два человека, за жизни которых я отвечал.

Гид, или по-русски: проводник, он на то и проводник, чтобы вести людей самым безопасным маршрутом. При этом важно держаться на расстоянии, чтобы люди смогли самостоятельно почувствовать высоту и трек. Естество природы для туристов должно быть всегда на втором месте после безопасности. Хотя, когда это природа спрашивала, какое ей место занимать?
Следующий день сразу же показал все особенности тропы до вершины Тубкаль. Ее просто не было. Путь начинался с водопада, по которому нужно было подняться на пару метров вверх и дальше, буквально прыгая по камням, дойти до сетки рассыпающихся троп, уходящих вверх практически под 50 градусов. Погода в этот день нас явно баловала и яркое солнце светило весь день. Но с ним мы встретились только у самой вершины.

Я не торопился, раз в час останавливался на привал и пару глотков воды, и наблюдал, как местные гиды безапелляционно тащили иностранцев по снежному склону без тропы, игнорируя ее вверху, как некоторые взрослые мужчины, решившие вчера выпить алкоголя в приюте, опустошали желудок на камни. Банальные правила в горах: не пить, не торопиться, понимать, что усталость в голове.
Мы шли медленно и аккуратно, и уже к 9 утра подошли к солнечной границе и вполне четким трем тропам к вершине. Я выбрал так называемый «shortcut», то есть самую крутую, но и самую короткую тропу, поднялся до гребня выше всех троп и повел траверсом (двигаться по склону горы без набора и потери высоты, то есть "вбок" от принципиальной линии маршрута) свою небольшую группу к вершине.
Чувства, которые человек испытывает на вершине, трудно передать словами. Это потом можно показать свое превосходство над теми, кто там не был, но обычно этого делать не хочется. Это очень интимное чувство – превосходство над самим собой. Каждая вершина остается с тобой навсегда, как и любовь. Раз почувствовав ее, никогда не забудешь. Так и с вершиной. Пусть даже она не такая высокая как Эверест или потухший вулкан Олимпа, высота не важна, важен путь и желание достичь цели. Свободное превосходство над собой ради ближнего – вот что такое любовь.
Если уйти от философии, то я могу сказать, что Тубкаль на сегодняшний момент самая высокая гора (я не люблю слово «покоренная») на которую я зашел. Я, конечно, был в Гималаях на высоте гораздо выше, чем Атласские горы, но вершина – это моя самая высокая. До этого был только вулкан Тейда на Тенерифе (3750 над уровнем моря), куда я поднялся, игнорируя туристический маршрут. Но это не важно. Посмотрите лучше на наши фотографии: вы думаете, это я улыбаюсь – нет, это я задыхаюсь… от радости, конечно же.
Спасибо!
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА ИСТОРИЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ ЕЮ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.